Гаряча лінія +38(063)9759010

Авторизація

Регістрація

Логистика для журналистов в условиях конфликта

Processed with VSCOcam with se1 preset

Логистика и планирование перемещений, пожалуй, самая ресурсоемкая часть подготовки, от которой зависит успех выполнения заданий в зоне конфликта.

Работу репортера в зоне конфликта с точки зрения логистики можно объяснить развернутым ответом на вопрос: “Как ты туда собираешься попасть, что ты собираешься там увидеть, и как ты оттуда выберешься с материалом?”. Имея четкое и продуманное видение, который несет в себе ответ на поставленный вопрос, можно приступать к планированию поездки.

Планирование включает в себя сбор подробной информации о ситуации в зоне конфликта, поиск безопасного транспорта в “зеленую” зону (поезд, автобус, самолет), поиск и договоренности о местах ночевки и укрытий, точек доступа в Интернет, поиск средств передвижения по зоне конфликта, поиск проводника, фиксера, водителя, проработка запасных решений и планов срочной эвакуации, расчет количества багажа и веса оборудования, определения критчино важного и вспомогательного груза.  Копия собранной информации должна быть в распоряжении редактора и коллег, с которыми вы работаете.

Традиционно зона конфликта делится на четыре цветовые зоны по уровню угрозы, в которых действуют свои подходы безопасности передвижений и остановок в пути. Данная модель является динамичной, населенный пункт или место укрытия, которое считалось безопасным неделю назад может превратиться в эпицентр вооруженного конфликта в течении нескольких часов.

  • “Зеленая” – зона полной безопасности, где отсутствует риск вооруженных столкновений, неприцельного огня и прямой угрозы жизни журналиста, а уровень риска определяется общесоциальными факторами (нарушение правил дорожного движения, уровень уличной преступности, отношение к СМИ со стороны органов правопорядка и гражданского населения  и т.д.)
  • “Желтая” – зона частичной безопасности, где присутствует риск прямых вооруженных столкновений и/или неприцельного огня артиллерии и/или повышенный уровень преступности и уровень угрозы сотрудникам медиа со стороны населения либо органов правопорядка.
  • “Красная” – небезопасная зона с частыми вооруженными столкновениями, прицельным и неприцельным огнем, в том числе артиллерийским, уровень преступности и/или прямых угроз жизни сотрудникам медиа является максимальным.
  • “Серая” – небезопасная зона между фронтами и позициями конфликтующих сторон,  в которой достигнут режим временного прекращения прямого огня, но сохраняется риск неприцельного и случайного огня, заминированых объектов.

Места ночевок и безопасных укрытий

В процессе выполнения заданий в зоне конфликта журналистам приходится ночевать в различных местах – в отелях и хостелах, на съемных квартирах, блок-постах, в казармах, домах своих героев, заброшенных или необитаемых зданиях, палатках, машинах и просто под открытым небом.

Следует понимать что подобное разннобразие никак не связано с развлекательными целями и является частью работы и напрямую влияет на выполнение редакционной задачи.

В контексте безопасности следует обратить внимание на следующие моменты:

  • При планировании маршрута необходимо собрать информацию о всех возможных местах остановки и постоянно обновлять эту информацию. Рекомендуется иместь наесколько вариантов укрытия в одном и том же населенном пункте.
  • Уточните в месте укрытия и остановки безопасную зону внутри здания – спуск в подвал, несущие стены, запасные выходы, место для парковки автомобиля.
  • Уточните возможность сохранности ваших вещей и оборудования, если необходимо (камера хранения, сейф, отдельная команата). Документы, деньги и критически важное оборудование всегда должно находиться при вас.
  • Если вы ночуете в палатке – изучите технические характеристики своего снаряжения, оно должно соответствовать погодным условиям и иметь запас прочности.
  • Если вы ночуете под открытым небом или в заброшенных зданиях – изучите информацию о диких животных, змеях и опасных насекомых в регионе и примите необходимые меры безопасности.
  • Если вы ночуете на территории армейских подразделений или позициях комбатантов – не мешайте им выполнять боевые задачи, позаботьтесь о том что командир уведомил личный состав о вашей работе и передвижениях по территории.
  • Всегда учитывайте возможность непредвиденных остановок в пути на длительный срок (обстрелы и бомбардировки, очереди на блок-постах, ). Обеспечтьте себя запасом еды и воды, который позволит вам существовать автономно минимум 24 часа.

Как правило, передвижение журналистов, по зоне конфликта происходит автомобильным транспортом малыми группами журналистов (до 4 человек) либо большими группами. Единой рекомендации по выбору средства передвижения и его маркированию не существует, тем не менее, существуют общие правила передвижения в зоне конфликта на автомобиле:

  • В качестве водителя лучше использовать проверенных коллегами людей и поддерживать нормальные рабочие отношения. Водитель должен понимать специфику вашей работы и разбираться в местных дорогах, иметь актуальную информацию о состоянии дорог в регионе.
  • Фактически, водитель – член вашей команды до конца поездки. В случае ранения – ваша единственная надежда на быструю эвакуацию в госпиталь.
  • Если вы работаете с незнакомым водителем, старайтесь не сообщать о себе много лишней информации и полный маршрут ваших передвижений.
  • Все детали поездки должны быть оговорены до ее начала.
  • Если у вас нет чувства безопасности в машине – лучше найти другой транспорт и поменять водителя.
  • Транспорт должен быть технически исправен (все жидкости, включая топливо, необходимые для работы автомобиля должны быть в достаточном количестве) и укомплектован средствами безопасности (ремни безопасности. использование подушек безопасности нерекомендовано в “красной” зоне) и обеспечен необходимым снаряжением для устранения мелких поломок в пути (запасное колесо, насос, набор ключей, домкрат, трос для транспортировки)
  • Водитель, с которым, вы работаете должен понимать, что работа в зоне конфликта подвергает автомобиль повышенному износу и должен трезво оценивать состояние транспортного средства, автомобиль должен проходить диагностику перед поездками в зону боевых действий.
  • Водитель должен с пониманием относится если вы боитесь быстро ездить (кроме экстренных случаев.) Ваша главная задача – передвигаться безопасно, а не быстро. В случаях срочной эвакуации скорость движения важна, особенно на простреливаемых участках дороги, но не всегда является главным фактором.
  • При передвижении по безопасным зонам конфликта не рекомендуется превышать скоростной режим, особенно на плохих дорогах (в зоне конфликта хороших дорог почти не бывает) для сохранности транспортного средства.
  • Движения по неиспользуемым грунтовым дорогам и обочинам лучше избегать.
  • Как правило, военные и местные жители могут порекомендовать незаминированные и безопасные маршруты для движения.
  • Во время работы траснспортное средство всегда должно быть припаркованно в сторону выезда в следущую точку или безопасную зону. Во время коротких остановок двигатель автомобиля лучше не глушить. Во время вашего отстутствия водитель не должен покидать автомобиль.
  • При движении в колонне или прохождении блок-постов необходимо сохранять дистанцию для возможного разворота в случае непредвиденной угрозы.
  • Не стоит громко включать музыку во время движения по опасным участкам дороги и полностью закрывать окна – вы должны слышать что происходит вокруг вас.

Забота о собственной безопасности – один из ключевых факторов успешной работы журналиста в конфликтной среде. Важно всегда помнить о том, что ситуация в зоне конфликта развивается хаотично и не всегда возможно предсказать дальнейшее развитие событий, поэтому постоянный анализ рисков на основе актуальной и релевантной информации, а также поиск решений для минимизации возможного урона является единственным способом выполнить поставленные задачи.

Если вы планируете поездку в зону конфликта и у вас есть вопросы об организации вашей безопасности во время работы – вы можете обратиться к экспертам Института Массовой Информации за консультацией или записаться на тренинг по безопасности.

Фактически, планирование поездки включает в себя все этапы от начала поездки в зону конфликта до возвращения обратно.

Планирование включает в себя сбор информации подробной о ситуации в зоне конфликта, поиск и бронирования безопасного транспорта в “зеленую” зону (поезд, автобус, самолет), поиск и договоренности о местах ночевки и укрытий, точек доступа в Интернет, поиск средств передвижения по зоне конфликта, поиск проводника, фиксера, водителя, проработка запасных решений и планов срочной эвакуации, расчет количества багажа и веса оборудования, определения критчино важного и вспомогательного груза.  Копия собранной информации должна быть в распоряжении редактора и коллег, которым вы доверяете.

Фаза трансфера – перемещение в “зеленую” зону, встреча с водителем и проводником, оценка уровня надежности и оснащенности, транспортного средства, доступности топлива, планирование локальных маршрутов по зоне конфликта, анализ информации о путях передвижения и безопасных местах ночевки, пунктах получения помощи и т.д.

Фаза выполнения задания – выполнение редакционного задания и передачи информацию в редакцию, управление текущими рисками.

Фаза эвакуации – возвращение из зоны конфликта.

Например, в аптечке журналиста самый распротраненный предмет – это кровоостанавливающий жгут, при этом чаще всего используются таблетки от простуды, головной боли и пластырь от мозолей, которые не входят в стандартную комплектакцию.

Пример: в зоне проведения Антитеррористической операции  был повржден автомобиль сьемочной группы, о чем была уведомлена редакция. Редактор, используя контакт-лист составленный заранее организовал эвакуацию группы и поврежденного автомобиля к месту постоянного базирования.

Например, в сети появилась информация о что возле населенного пункта N. был бой, в результате которого одна из сторон применила тактическое ядерное оружие и населенный пункт полностью уничтожен. В процессе проверки данного факта было установлено, что действительно возле укзанного населенного пункта был бой, но местное население, с которым удалось связаться по мобильной связи, а также представители вооруженных сил не подтвердили информацию об использовании ядерного оружия. Журналисты, которые работали рядом с этим населенным пунктом опираясь на свои наблюдения и источники у противороложной стороны конфликта, сообщили что был взорван склад с боеприпасами в результате которого был мощный взрыв и возникло облако, визуально напоминающее “ядерный гриб”, что стало предметом дезинформации.